Microsegment.ru
  • Главная страница
  • О проекте
  • Портфолио
  • Блог
Представление прав

Ролевая модель представления прав в системе

Ролевая модель представления прав в системе
Представление прав

Тема ролевой модели представления прав в информационных системах (далее Система) наиболее актуальна при наличии нескольких ключевых аспектов:

  1. Система внедрена в организации со сложной подчинённой матричной структурой (далее Организация) и управлением на основе её бизнес-процессов (далее БП).
  2. В Системе несколько тысяч пользователей.
  3. Система является критической для Организации и к ней предъявляются высокие требования к разграничению прав и безопасности.
  4. В Системе сложная ролевая модель представления прав с высокой степенью детализации, дублями и множеством не актуальных прав.
  5. Сложные отношения структурного подразделения информационных технологий с бизнес подразделениями.

Основные тезисы:

  1. Матричную структуру организации можно воспроизвести в Системе за счёт использования разного типа ролей. Например:
    • Базовую официальную оргструктуру Организации можно воспроизвести с помощью ролей пользователей (индивидуальные роли сотрудников и других Систем, взаимодействующих с анализируемой Системой в рамках интеграции с возможностью «замещения») и подразделений (простые групповые роли с руководителями).
    • Проектную и функциональную фактическую структуру взаимодействия пользователей между собой и Системой можно реализовать с помощью контекстных ролей (групповые роли со сложными взаимосвязями и определением контекста использования ролей).
  2. Вертикально и горизонтально агрегировать роли:
    • Вертикально агрегировать роли за счёт вложенности ролей подразделений друг в друга, а также предоставление доступа к ним ролей сотрудников.
    • Для обеспечения горизонтальной агрегации схожие по функционалу роли в разных СП заменить на контекстные роли, которые будут предоставлять права в контексте подразделений, в которые входит сотрудники.
  3. Процесс предоставления прав в Системе вынести в отдельный микросервис. Интегрировать Систему и микросервис предоставления прав в ней с кадровой системой Организации для автоматизации предоставления, изменения и блокировки прав в рамках официальной оргструктуры Организации.
  4. В Системе должен быть предусмотрен механизм лигирования данных о принадлежности пользователя к определённому подразделению или другому типу роли в каждой момент времени. Например, это возможно путём создания отдельной таблицы в базе данных (далее БД) Системы и в административном интерфейсе для внесения каждого изменения принадлежности пользователя к подразделениям и другим типам ролей.
  5. На уровне всей Организации требуется внедрить внутренние регулятивные документы (далее ВРД), устанавливающие регламенты обеспечения существования ролевой модели представления прав в Системе, единые для всей Организации. Данные ВРД должны структурировать и формализовывать процесс предоставления прав, сдерживать Систему от появления микро-ролей и «ролевого взрыва», а также позволять оптимизировать управление рисками Организации, в том числе в области информационной безопасности.
  6. В каждом структурном подразделении (далее СП) должны быть сотрудники, ответственные за взаимодействие пользователей их СП с Системой (далее Ответственные СП). Эти Ответственные СП должный быть обучены взаимодействию с ИС на достаточно высоком уровне, чтобы:
    • Обладать расширенными правами для взаимодействия со всеми объектами своего структурного подразделения внутри Системы, в том числе, разного уровня секретности, например, для служебного пользования (далее ДСП).
    • Иметь доступ к аналитике по своему СП внутри Системы.
    • Обеспечивать информационную поддержку сотрудников своего СП по взаимодействию с Системой.
  7. В каждом БП должны быть ответственные сотрудники (далее Ответственные БП), которые должны обладать правами и обязанностями, аналогичными Ответственным СП, но в рамках своих БП.
  8. Если Организацию и ее пользователей воспринимать, как системы, то их взаимодействие с Системой можно интерпретировать, как взаимодействие любых других систем через их интерфейсы.


Список использованных источников:

  1. Управление доступом к информационной системе [В Интернете] / авт. Microsegment.ru // Microsegment.ru — Microsegment.ru, июль 2025 г.. — https://microsegment.ru/blog/information/system/granting-rights/managing-access/
  2. Role-Based Access Control [В Интернете] / авт. David F. Ferraiolo and D. Richard Kuhn // 15th National Computer Conference — National Institute of Standards and Technology Technology Administration, 13-16 октября 1992. — 554
  3. Role Based Access Control [В Интернете] / авт. csrc.nist.gov // csrc.nist.gov — csrc.nist.gov, 8 мая 2025 г. — июль 2025 г.. — https://csrc.nist.gov/projects/role-based-access-control
  4. Стандарты ролевого подхода к управлению доступом [В Интернете] / авт. Денис Денисов // cleverics.ru — cleverics.ru, 25 октября 2015 — июль 2025 г.. —https://cleverics.ru/digital/2015/10/incits-rbac-standards/

информационная система информация корпоративная информационная система ролевая модель

Предыдущая статьяЭффективная работа в ExcelСледующая статья Искусственный интеллект обогащает компетенции специалистов

Рубрики

Метки

abc abcd excel Python sql VBA xyz Комбинаторика Математика Теория вероятностей анализ виртуальный помощник данные знания информационная система информация искусственный интеллект компетенции корпоративная информационная система маркетинг мудрость о проекте оптимизация практика программное обеспечение пэст ролевая модель теория юмор языки программирования

Политика конфиденциальности

Продолжая использовать данный сайт вы подтверждаете свое согласие с условиями его политики конфиденциальности. Подробнее…




Администрация и владельцы данного информационного ресурса не несут ответственности за возможные последствия, связанные с использованием информации, размещенной на нем.


Все права защищены. При копировании материалов сайта обязательно указывать ссылку на © Microsegment.ru (2020-2025)