Microsegment.ru
  • Главная страница
  • О проекте
  • Портфолио
  • Блог
Информационная система

Таксономия элементов дизайна виртуальных помощников

Таксономия элементов дизайна виртуальных помощников
Информационная система

Виртуальные помощники (ВП) являются сложными информационными системами. Для анализа их эффективности требуется использовать таксономию составляющих элементов их дизайна. Выявленные элементы дизайна позволяют структурированно анализировать их эффективность по отдельности и в совокупности.

Для классификации ВП будет использоваться таксономия элементов дизайна ВП, предложенная Антье Янссеном и его коллегами в 2020 году для анализа чат-ботов [1]. Янсен и его коллеги проанализировали 1194 чат-бота. Согласно Антье Янсену, измерения были распределены по трем всеобъемлющим перспективам: интеллект (особенности структуры знаний), взаимодействие (технические характеристики) и контекст (ситуационные особенности). Янсен для описания всеобъемлющих перспектив ВП, применительно к человеческому общению, использует слова Литтлджона и Фосса: «человеческое общение –  это «первичный процесс, посредством которого переживается человеческая жизнь; общение составляет реальность. То, как мы сообщаем о нашем опыте (Интеллект), помогает формировать этот опыт. Многие виды опыта являются результатом многих форм общения (Взаимодействие). Наши значения меняются от одной группы к другой, от одного окружения к другому и от одного периода времени к другому, потому что само общение динамично в разных ситуациях (Контекст)».

Microsegment.ru считает таксономию Янсена и его коллег приемлемой для анализа эффективности применения ВП, а также не противоречащей определению ВП. Однако, Microsegment.ru предлагает в данной таксономии заменить двунаправленную мультимодальность взаимодействия на разнонаправленную. Двунаправленная мультимодальность ограничивает таксономию одновременным использованием двух модусов, например, текста и речи. Разнонаправленная мультимодальность позволяет расширить таксономию для включения в нее ВП, участвующих во взаимодействии одновременно с помощью текста, речи, и графических элементов интерфейса (например, кнопок, ползунков и так далее), или речи, жестов и мимики аватара, а также любых других одновременно задействованных модусов. Таксономия элементов дизайна ВП, с учетом предложенного изменения, представлена в таблице 1. Оценка характеристик таксономии осуществлялась на основании анализа, произведенного в другой статье. Было выявлено влияние характеристик элементов дизайна на ВП:

  • 2 – положительное влияние, элемент уже существует;
  • 1 – положительное влияние, но пока элемент отсутствует;
  • 0 – оценка нейтральная;
  • -1 – негативное влияние.

Пока выявлено влияние не всех элементов дизайна ВП, потому для некоторых элементов дизайна отсутствует оценка.

Слой 1Слой 2Слой 3Оценка
ИнтеллектD1 Структура интеллектаC1,1 Система на основе правил2
C1,2 Система на основе утилит–
C1,3 Система на основе моделей–
C1,4 Система на основе целей–
C1,5 Самообучающаяся система–
D2 Коэффициент интеллектаC2,1 Только знания, основанные на правилах2
C2,2 Понимание текста2
C2,3 Понимание текста и дополнительные способности1
D3 Обработка личностиC3,1 Основное Я2
C3,2 Адаптивное Я1
D4 Социально-эмоциональное поведениеC4,1 Не присутствует0
C4,2 Присутствует1
D5 Сервисная интеграцияC5,1 Нет2
C5,2 Одна интеграция2
C5,3 Множественная интеграция2
ВзаимодействиеD6 МультимодальностьC6,1 Однонаправленный0
C6,2 Разнонаправленный2
D7 Классификация взаимодействияC7,1 Графический0
C7,2 Разговорный2
D8 Персонализация интерфейсаC8,1 Бестелесный2
C8,2 Воплощенный1
D9 Дизайн помощи пользователюC9,1 Реактивная помощь2
C9,2 Проактивная помощь1
D10 Число участниковC10,1 Индивидуальный участник-человек–
C10,2 Два или более участников-людей–
D11 Дополнительная человеческая поддержкаC11,1 Нет-1
C11,2 Да2
D12 Канал внешнего пользовательского интерфейсаC12,1 Приложение0
C12,2 Инструменты для совместной работы и коммуникации0
C12,3 Социальные сети0
C12,4 Веб-сайт0
C12,5 Несколько2
КонтекстD13 Роль ВПC13,1 Фасилитатор–
C13,2 Партнер–
C13,3 Эксперт-1
D14 Продолжительность отношенийC14,1 Краткосрочные отношения–
C14,2 Долгосрочные отношения–
D15 Область примененияC15,1 Электронное обслуживание клиентов2
C15,2 Повседневная жизнь2
C15,3 Электронная коммерция2
C15,4 Электронное обучение1
C15,5 Финансы1
C15,6 Работа и карьера2
D16 Цель сотрудничестваC16,1 Нецеленаправленная–
C16,2 Целенаправленная–
D17 Мотивация использования ВПC17,1 Производительность–
C17,2 Развлечения2
C17,3 Социальная / относительная–
C17,4 Полезность2

Таблица 1 Таксономия элементов дизайна ВП с перспективами (слой 1), измерениями Di (слой 2), характеристиками Ci,j (слой 3) и их оценками


Список использованных источников:

  1. Virtual Assistance in Any Context [В Интернете] / авт. Janssen Antje [и др.] // Springer Nature. — Springer-Verlag GmbH, 06 апр. 2020 г.. — февр. 2021 г.. — https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs12599-020-00644-1.

виртуальный помощник информационная система теория

Предыдущая статьяАрхитектура бизнеса и информационных систем виртуальных помощниковСледующая статья ПЭСТ-анализ виртуальных помощников

Рубрики

Метки

abc abcd excel Python sql VBA xyz Комбинаторика Математика Теория вероятностей анализ виртуальный помощник данные знания информационная система информация корпоративная информационная система маркетинг мудрость о проекте оптимизация практика программное обеспечение пэст ролевая модель теория юмор языки программирования

Политика конфиденциальности

Продолжая использовать данный сайт вы подтверждаете свое согласие с условиями его политики конфиденциальности. Подробнее…




Администрация и владельцы данного информационного ресурса не несут ответственности за возможные последствия, связанные с использованием информации, размещенной на нем.


Все права защищены. При копировании материалов сайта обязательно указывать ссылку на © Microsegment.ru (2020-2025)