Виртуальные помощники (ВП) являются экономическим благом и обладают свойствами товара и услуги. Они и их навыки поставляются от разработчиков к владельцам, как товар, в виде программного кода с лицензией или, как услуга, в виде сервиса. Конечный пользователь взаимодействует с ВП, как с услугой.
Рынок ВП на данный момент олигополизирован и концентрирован. Действует не совершенная конкуренция. На рынке присутствует не значительное количество компаний-хостов, провайдеров ВП и навыков. Они расположены в разных странах и в некоторых случаях существуют барьеры для их взаимодействия. Между ними есть как ценовая, так и неценовая конкуренция. Однако, благодаря олигопольному положению и высоким рискам рынка ИТ, компании настроены на сотрудничество. Многие компании концентрируются вокруг крупных платформ ВП, таких как Google, Amazon или Яндекс. Чем больше компаний будет присоединяться к крупным платформам ВП, но без образования монополий или картелей, тем ближе объемы их производства и цены будут к уровню совершенной конкуренции [1].
Для конечных пользователей услуги ВП пока поставляются без прямого взимания платы. Отсюда, на уровне хост-гость отсутствует ценовая конкуренция. Вместо этого развернута не ценовая конкурентная борьба.
Во всех областях жизнедеятельности человека существуют товары или услуги заменители ВП. Например, ВП может принять в мессенджере заказ от клиента на доставку бургера с колой [2]. Это же может сделать наемный специалист по работе с клиентами. При этом, есть сферы деятельности, где ВП потенциально превосходит человека. Например, ВП, благодаря наличию ИИ, превосходит человека в сфере обработки больших массивов данных. Однако, пока из-за высокого уровня затрат на разработку алгоритмов обработки данных во многих случаях использование навыков человека экономически более целесообразно. Благодаря товарам и услугам, которые до сих пор эффективно заменяют ВП, последний не является продуктом повседневного спроса для конечных потребителей. Для бизнеса ВП становится основополагающей технологией только в случаях, когда ВП внедряется в качестве ключевого канала коммуникации с клиентами или в других жизненно важных сегментах бизнеса.
Список использованных источников:
- Экономикс. 2-е изд. [Книга] / авт. Мэнкью Н. и Тэйлор М.. — СПб : Питер, 2013.
- Макдональдс [В Интернете] / авт. Макдональдс // Яндекс Диалоги. — Яндекс, Макдональдс, 2021 г.. — февр. 2021 г.. — https://dialogs.yandex.ru/store/skills/c8ce63ad-makdonalds.