Когда сегодня говорят о виртуальных помощниках (ВП), то обычно подразумевают персональных ВП. Это происходит потому, что они наиболее известны среди обычных пользователей. Обычно персональные ВП помогают управлять смартфонами и деятельностью их владельцев. В самостоятельное направление выделились ВП и их навыки, управляющие «умным» домом. Но, их также можно классифицировать, как персональных ВП, так как они помогают пользователю управлять его личным пространством.
Автор данной работы на основе проанализированной научной литературы и собственного опыта, путем экспертной оценки пришел к следующему выводу. Наиболее перспективным персональным ВП в обозримом будущем будет ВП полностью расположенный на конечном устройстве, обучаемый в процессе жизнедеятельности своего владельца, защищенный, возможно, кроссплатформенный и переносимый (базы данных и обученные нейронные сети) с устройства на устройство, с расширяемым API для подключения любых датчиков, управляемых устройств и приложений, с функцией цифрового бессмертия (после смерти владельца ВП будет осуществлять от его имени навыки начиная от заказа и отправки подарков на День рождения живым, вплоть до управление наследством умершего, что требует заблаговременного рассмотрения вопросов морали, этики и законности). Экосистема ВП на конечном устройстве схожа с популярными сегодня Google Assistant и Алиса Яндекса. Пользователь загружает ВП на смартфон из магазина приложений. ВП «из коробки» имеет базовый набор навыков, на подобии чистого Google Assistant (управление некоторыми функциями смартфона). Далее, по своему усмотрению пользователь расширяет возможности ВП в магазине навыков. Есть возможность самостоятельного создания навыков с помощью конструктора простых навыков, поставляемый отдельно от ВП его разработчиком. ВП выходит в сеть только для реализации доступных ему навыков и загрузки своих обновлений и навыков.
Особенность вышеописанного персонального ВП заключается в его обучении с использованием голоса и других биометрических параметров только своего владельца. В перспективе, такой ВП будет распознавать только своего владельца, игнорируя других пользователей, что усилит защищенность ВП и безопасность использования для пользователя.
Однако, возникают другие риски, связанные формированием цифровых двойников владельцев УВП. Расположенный на них персональный ВП может выполнять функции цифрового двойника своего пользователя. В отличии от человека, при поддержании инфраструктуры такая цифровая копия может существовать вечно. Это обстоятельство делает возможным так называемое «цифровое бессмертие» [1]. Предпосылки «цифрового бессмертия» уже есть. Аккаунты электронной почты, мессенджеров, социальных сетей продолжают существовать после смерти своих владельцев. В некоторых из таких аккаунтов родственники или друзья умершего продолжают поддерживать активность. Это вызывает противоречивые чувства у продолжающих жить пользователей, контактирующих с подобными аккаунтами.
Помимо явных данных в виде аккаунтов, после смерти человека остаются неявные цифровые следы его активности. Подобные явные и неявные цифровые следы могут использоваться для функционирования ВП.
На сегодняшний день существуют не традиционные способы явного сохранения памяти об умершем. Например, в виде сервисов виртуальных мемориалов, таких как SocialEmbers, KeepTheirMemoryAlive и Second Life. Также существует возможность увековечения людей через аватары в онлайн-играх. Человек до своей смерти может осознанно повлиять на свое цифровое наследие. Это становится возможно, оставив соответствующее завещание или воспользовавшись сервисом Dead Social для составления инструкций по использованию аккаунтов в социальных сетях после своей смерти [1].
Во всех случаях «цифрового бессмертия» можно выделить три роли: хранители, получатели и посредники. Также появляются новые роли: создатели цифровых воспоминаний, аватаров и персон [1]. Уже осуществлены попытки создания цифровых аватаров сервисами Eter9 [2], Lifenaut [3] и проектом Virtual Barry [1]. Сервис Eter9 заявляет о себе, как о социальной сети аватаров на основе искусственного интеллекта (ИИ). Начиная с 2015 года о сети делали публикации известные СМИ, такие как: SBC, BBC, The Telegraph, The Guardian, The Sun. Не смотря на популяризацию Eter9, ее идеи пока не имеют практического применения, кроме как изучение и популяризация возможностей ИИ, и находятся на стадии бета-тестирования. Сервис Lifenaut также как и Eter9 пока не имеет явного практического применения и больше походит на исследовательский проект. Таковым же является и Virtual Barry. Его исследователи делают акцент на виртуальных размышлениях, пользовательском интерфейсе, голосе и содержании опыта, отражающего опыт его прототипа – существующего в реальности человека. Приведенные здесь проекты создания аватаров представляют интерес для изучения возможностей ИИ и, в частности, ВП. Важно проанализировать психологическое, социальное, финансовое и деловое влияние подобных технологий, а также юридические аспекты, вопросы конфиденциальности и этичности их использования, особенно после смерти «отображенных» в аватарах людей.
Резюмируя анализ эффективности применения персональных ВП, можно отметить, что технологические концепции некоторых подобных ВП уже находятся на грани футурологии. Однако, их воплощение в полноценные эксплуатационные продукты тормозятся их слабо развитой экономической и юридической базой, не достаточным доверием со стороны конечных пользователей, а также технологическими разрывами между некоторыми подсистемами подобных ВП. Экономика персональных ВП, наравне с юридическим обоснованием их применения, находятся на стадии становления. Вероятнее всего, потребуется еще время на формирование моделей эффективного применения персональных ВП, юридически обоснованных и экономически выгодных для всех заинтересованных сторон. Ускорению этих процессов может способствовать усиление доверия к персональным ВП со стороны конечных пользователей. Доверие увеличит спрос и породит рост предложения. По мере роста экономической привлекательности применения персональных ВП у их провайдеров и разработчиков усилятся экономические стимулы к развитию технологий ВП. Результаты анализа эффективности применения персональных ВП приведены в таблице 1.
Точка зрения | Политика | Экономика | Социум | Технологии | Итого |
Персональное использование ВП (итог) | нет | нет | нет | нет | нет |
Управление смартфоном | нет | эффективно | эффективно | эффективно | нет |
Управление деятельностью конечного пользователя УВП | нет | нет | эффективно | нет | нет |
Управление «умным» домом | нет | эффективно | эффективно | нет | нет |
Цифровой двойник | нет | эффективно | нет | нет | нет |
Цифровое бессмертие | нет | нет | нет | нет | нет |
- Digital Immortality and Virtual Humans [В Интернете] / авт. Savin-Baden Maggi и Burden David // Springer. — 27 сент. 2018 г.. — февр. 2021 г.. — https://doi.org/10.1007/s42438-018-0007-6.
- The most daring experience ever made on the Internet [В Интернете] / авт. ETER9 Corporation // Eter9. — ETER9 Corporation, 2021 г.. — март 2021 г.. — https://www.eter9.com/.
- Welcome to LifeNaut.com [В Интернете] / авт. Lifenaut.com // Lifenaut. — AdvantageCreations.com, 2017 г.. — март 2021 г.. — https://www.lifenaut.com/.