В 2030 – 2070-е годы Леонид Гринин и его соавторы пророчат прорывное развитие информационных технологий (ИТ) в сфере медицины и смежных областях [1]. По их мнению, медицинские ИТ станут локомотивом развития других сфер применения ИТ. Ученые объясняют этот прорыв началом заключительного цикла третьей промышленной революции и шестым Кондратьевским циклом. По мнению авторов, третья промышленная революция связана с кибернетизацией и развитием производства услуг с помощью самоуправляемых систем. Она началась в 1950-е годы с создания электронных средств управления, связи и информации. Сейчас она проходит среднюю фазу, когда происходит мощное распространение инноваций. Завершиться третья промышленная революция в 2060 – 2070-е годы широким распространение самоуправляемых систем [1]. Заключительную фазу третьей промышленной революции Леонида Гринина на Всемирном экономическом форуме называют четвертой промышленной революцией [2]. Авторы обоих подходов сходятся в одном, что будущий этап экономического развития будет связан с кибернетизацией систем.
Тезис о медицинской сфере, как о локомотиве развития ИТ был высказан Леонидом Грининым и его соавторами в 2016, когда о пандемии еще не было известно. После начала пандемии 2020 года их слова уже выглядят пророческими. Пандемия, являющаяся по сути медицинской проблемой, стала локомотивом для развития ИТ. Массовое взаимодействие с гражданами, так называемая «удаленка», диагностирование COVID-19 – это лишь немногие из тех сфер, в которые, благодаря пандемии, очень активно стали внедряться ИТ. В целом, пандемия 2020 года способствовала ускорению развития медицинских ИТ [3]. Ускорению развития, в том числе, помогли изменения законодательств ряда крупных стран в период пандемии COVID-19. В частности, Конгресс США принял решение HR 6074 «Закон о дополнительных ассигнованиях на подготовку к коронавирусу и реагирование на него, 2020 г.», снимающий некоторые ограничения в отношении телемедицины во время ЧС [4]. В России телемедицина регулируется ранее принятым Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ (редакция от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021). Законодательные изменения коснулись обязательного медицинского страхования (ОМС). Новый Федеральный закон от 08.12.2020 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Помимо прочего, данный закон регулирует создание государственной информационной системой (ИС) ОМС, оператором которой станет ФФОМС [5]. ИС ОМС будет централизовано аккумулировать данные о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи. Это позволит более системно и автоматизировано решать вопросы ОМС и здравоохранения.
На этом законодательном фоне развиваются виртуальные медицинские помощники (ВМП). Они уже функционируют в поликлиниках и больницах, в том числе в психиатрических [3], в сфере реабилитации пожилых и инвалидов [6], их используют в периоды ЧС и пандемии [4]. ВМП осуществляют первичную консультацию пациентов, оказывают справочную поддержку, в некоторых случаях выступают в качестве виртуальных врачей, а также помогают в социализации инвалидов и пожилых людей.
По мнению специалистов компании Lenovo, через несколько лет искусственный интеллект (ИИ) в области здравоохранения будет использоваться в роли умных машин и виртуальных помощников (ВП) [7]. Однако, в компании отмечают, что диагностика сложных заболеваний с использованием ИИ на сегодняшней день является практически невозможна. Потому, в ближайшем будущем ВП сможет занять место в цепочке создания ценности только в роли специалиста, осуществляющего первичный прием пациентов с легкой и средней степенью тяжести заболеваний. Он будет контактировать с пациентами, принимать у них данные о симптомах заболеваний, проводить первичную диагностику и формировать направление на прием к медицинскому специалисту для дальнейшего лечения пациента. Возможно, в будущем станет доступна персонализированная и глобально доступная медицина, в том числе, с использованием анализа генома человека. Пока же эти технологии из разряда научной фантастики [7]. Но, не смотря на туманные перспективы подобных технологий, важно помнить, что всего несколько десятков лет назад ВП тоже был технологией из научно-фантастических романов и фильмов.
Подобной фантастикой в 2019 году показалась бы всемирная пандемия с ее карантинами, закрытием целых городов, областей и стран. COVID-19 подтолкнула компании и государственные органы к созданию информационных ВП, способствующих борьбе с пандемией. Например, таких ВП создали центры по контролю и профилактике заболеваний США и Microsoft, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Apple и Amazon [4]. Они же сформулировали четыре аспекта, влияющих на внедрение ВП в здравоохранение:
- Текущее состояние ВП. В настоящее время ВП предоставляют советы и рекомендации по уходу за здоровьем, новости здравоохранения, информацию об операциях, рекомендации по оказанию первой помощи. Также ВП осуществляют медицинские коммуникации. Развитию ВМП способствует развитие законодательства, в том числе в сферах здравоохранения и законодательства в сферах здравоохранения и медицинского страхования. Однако, пока вызывают озабоченность вопросы безопасности использования ВП в здравоохранении [4].
- Готовность системы здравоохранения к внедрению ВП. Министерства здравоохранения разных стран способствуют появлению новых ВП. Однако, рост спроса на актуальную информацию вместе с ростом дезинформации привел к усилению регулирования вывода новых ВП на рынок. В связи с этим, требуется выработка плана действий по централизованному контролю ВП, оказывающих услуги в сфере чрезвычайных ситуаций (ЧС) и пандемий. Также требуется законодательно включить ВП в официальные средства доставки медицинской информации. Нужно рассмотреть возможность использования ВП в телемедицине. Для эффективного развития ВП в сфере здравоохранении их требуется подключить к электронным медицинским картам и усиления безопасности [4].
- Готовность поставщиков технологий ВП. Практика показал, что в ЧС многие люди ищут достоверную информацию о текущей ситуации. Однако, потребители подобной информации не однородны. Среди потребителей могут быть пациенты, лица, осуществляющие уход за больными, поставщики медицинских услуг, люди, находящиеся в зоне риска. Столь разные потребители информации о ЧС требует от поставщиков пересмотра процесса взаимодействия ВП и конечными потребителями. Во-первых, требуется более индивидуальный подход к каждой группе потребителей информации о ЧС. Во-вторых, требуется безукоризненное распознание команд пользователей и безошибочное их выполнение. В-третьих, требуются продуманные средства доставки информации для разных потребителей в разных ситуациях и разном местоположении [4].
- Влияние ВП на состояние здравоохранение после COVID-19. После пандемии ВП могут взять на себя информационную-коммуникационную нагрузку лечебных учреждений при взаимодействии с населением, а также могут выполнять другие организационно-административные функции, высвобождая административный персонал для других нужд. Возможно, ВП будет полезен для непрерывного скрининга и выявления пандемических симптомов [4].
Все четыре аспекта, влияющие на внедрение ВП, выявлены в сфере профессиональной психологической и психиатрической помощи. Во время пандемии наблюдался спрос на такие услуги и системы здравоохранения разных стран испытывали сложности с удовлетворением подобного спроса. Ситуация осложнялась требованиями властей соблюдать ограничительные меры и свести до минимума перемещения по улицам. Спрос породил предложение. Виртуальная клиника Sheppard Pratt заявила о предоставлении дистанционной неотложной психиатрической помощи жителям Мэриленда через безопасную онлайн-платформу [3]. Среди услуг клиники: виртуальное психиатрическое обследование, онлайн-терапия, телепсихиатрия и виртуальное управление лекарствами. В клинике задействованы квалифицированные терапевты и клиницисты. Все специалисты клиники обучены использованию телездравоохранения. Среди требований к персоналу есть поддержание зрительного контакта с пациентом, выразительное использование языка тела и использование специального идентификационного бейджа [3].
По мере развития коммуникационных технологий и алгоритмов лечения с помощью ВП в клиниках, подобных Sheppard Pratt можно будет использовать ВП. Еще одним важным фактором, способствующим использования ВП в подобных клиниках, является доверие пациентов к ВП, подкрепленное фактическим высоким уровнем безопасности и защиты используемых при этом ИС.
Психология, в отличии от психиатрии, занимается более легкими формами душевных недугов без медикаментозного вмешательства, то есть труд психолога в некотором смысле проще реализуем. Поэтому, ВП-психологи уже разрабатываются и практически применяются. По мнению Джона Майкла Иннеса и Бена В. Моррисона, работа типичного психолога укладывается в алгоритмы ВП и вполне может быть реализована при текущем уровне технологий. От психолога не требуется сочувствия и интуиции, он может использовать процедуры когнитивно-поведенческой терапии. Эти процедуры лежат в основе некоторых реализованных ВП [2].
Помимо психологии и массового взаимодействия с населением во время ЧС и пандемий, ВМП могут эффективно использоваться для обеспечения медицинской и социальной помощи пожилым людям, инвалидам и взрослым иждивенцам, а также людям, осуществляющим уход за ними. Это актуально в связи с ростом количества пенсионеров, приходящихся на одного трудоспособного человека. Причиной растущей диспропорции трудоспособного и нетрудоспособного населения является увеличение продолжительности жизни населения [1].
В этой связи, ВОЗ предложила концепцию «активное старение». Целью данной концепции является создание условий для сохранения социальной и физической активности людей пожилого возраста. Ключевыми факторами «активного старения» ВОЗ считает умственные и физические особенности человека, а также окружающую его среду. При этом, важную роль для концепции играют разнообразие пожилых людей и их неравенство, так как они порождают цифровой разрыв. На цифровой разрыв влияют в том числе возможность подключения к сети Интернет, отсутствие знаний и навыков использования цифровых услуг, а также непонимание контента. Данные факторы, в условиях развития цифровизации услуг, способствуют цифровой изоляции пожилых людей и пагубно влияют на их здоровье [6].
Для сокращения цифрового неравенства могут быть использованы ВП с голосовыми интерфейсами. Марстон и Сэмуэльс приводят примеры использования голосовых ВП. Например, Совет графства Хэмпшир использовала Amazon Echo для помощи инвалидам в их сообществах. Virgin Trains интегрировала Alexa для помощи пассажирам с ограниченными возможностями. Использовать ВП возможно для людей с расстройством аутистического спектра при взаимодействии с другими людьми или в качестве собеседника. Также ВП может быть полезен для людей с рассеянным склерозом и слепых для чтения книг, воспроизведения музыки и взаимодействия с интернет-магазинами. Людям с ограниченной подвижностью ВП открывает возможность без рук взаимодействовать с элементами «умного дома» и даже способствовать труду. В развитии подобных технологий ВП является важным совместное производство со множеством участников, учитывающих интересы пожилых людей и инвалидов [6].
Резюмируя анализ применения ВП в медицине, можно отметить, что для ВМП, как и для виртуальных помощников в бизнесе характерны те-же юридические и политические риски. С экономической точки зрения можно считать эффективным использование ВМП в секторе государственных медицинских услуг и крупных частных медицинских учреждениях. Однако, в совокупности с политическими рисками, экономическая эффективность может быть сведена на нет. Технологически ВМП уже достаточно развиты и способны приносить пользу обществу. Но, относительно низкая эффективность распознавания естественного русского языка устанавливает ограничения на использование ВМП в русскоязычной среде. Не зависимо от качества распознавания речи социум разделился на тех, кто готов принять услуги ВМП, и тех, кто отдает предпочтение взаимодействию с живым медицинским персоналом. Развитие безопасности, защиты и качества услуг, предоставляемых ВМП, постепенно сможет увеличить количество людей, предпочитающих их услуги. Результаты анализа эффективности применения ВП в медицине представлены в таблице 1.
Точка зрения | Политика | Экономика | Социум | Технологии | Итого |
Применение ВП в медицине (итог) | нет | эффективно | нет | нет | нет |
ЧС и пандемии | нет | эффективно | эффективно | эффективно | нет |
Медицинская диагностика | нет | эффективно | эффективно | нет | нет |
Психиатрия и психология | нет | эффективно | нет | эффективно | нет |
Социально-реабилитационная помощь | нет | эффективно | эффективно | эффективно | нет |
Список использованных источников:
- Глобальное старение населения, шестой кондратьевский цикл и кибернетическая революция [Журнал] / авт. Гринин Леонид, Коротаев Андрей и Гринин Антон. — Москва : Проблемы теории и практики управления, 2016 г.. — 7.
- Could an AI be your psychologist in the future? [В Интернете] / авт. Innes John Michael и Morrison Ben W. // World Economic Forum. — World Economic Forum, 15 февр. 2021 г.. — март 2021 г.. — https://www.weforum.org/agenda/2021/02/psychologists-job-mental-health-employment-artifical-intelligence-ai-robots/.
- Virtual clinic to assist patients with urgent psychiatric care [Журнал] / авт. Canady Valerie A.. — [б.м.] : Wiley Periodicals, Inc, 2020 г.. — April 20.
- Readiness for voice assistants to support healthcare delivery during a health crisis and pandemic [Журнал] / авт. Sezgin Emre [и др.]. — Seoul : npj Digital Medicine, 2020 г.. — 122.
- Какой будет медицинская помощь в 2021 году [В Интернете] / авт. Батенева Татьяна // Российская газета. — ФГБУ «Редакция «Российской газеты», 07 дек. 2020 г.. — март 2021 г.. — https://rg.ru/2020/12/07/kakoj-budet-medicinskaia-pomoshch-v-2021-godu.html.
- A Review of Age Friendly Virtual Assistive Technologies and their Effect on Daily Living for Carers and Dependent Adults [Журнал] / авт. Marston Hannah Ramsden и Samuels Julie. — Buckinghamshire : Healthcare, 2019 г.. — 7, 49.
- Envisioning the AI-Empowered Patient and Physician of the Future [В Интернете] / авт. Eure Justin // Lenovo. — Lenovo, 09 дек. 2019 г.. — март 2021 г.. — https://news.lenovo.com/envisioning-the-ai-empowered-patient-and-physician-of-the-future/.